Мой статус Беседы для души.: Пост - смирение или голодовка...
Мой статус
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.(Евр. 11:6)

пятница, 23 ноября 2012 г.

Пост - смирение или голодовка...

Сегодня у меня есть желание поговорить о посте. Что такое пост, для чего нужен пост, что не является постом и другие моменты касающиеся поста.
Но прежде обратимся к библейскому тексту.
Ев. от Матф. 9:14-15
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся
много, а Твои ученики не постятся?
      15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

Ученики Иоанна Крестителя, который был предтечею Иисуса Христа, пришли к Иисусу с претензией. Когда читаешь суть их претензии, то понимаешь, что для них пост был формальностью, определённым обрядом. Вроде тех человеческих установлений фарисеев, как омовение чашек, кружек, омовение рук и т.д., которые они ввели в правила равные Божьим заповедям и даже часто устраняли своими правилами человеческими Божьи установления.
Несмотря на то, что Бог одобрял пост, но Он никогда никого не обязывал к посту и не принуждал. Почему? Для этого необходимо обратиться к истории, чтобы понять что же такое пост и для чего он был нужен.

Впервые мы встречаемся с 40дневным постом Моисея в Библии на страницах книги Исход 34:28
 28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие.
 Моисей был на горе Синай два раза по 40дней. В первый раз, когда он там был - это было очень торжественно. Бог явился в Своей славе ему и 40дней и ночей гору покрывало облако, а Моисей пребывал в общении с Богом, где Бог наставлял его в отношении закона, дав ему каменные скрижали с десятью заповедями. Бог учил его об устройстве скинии, которую он должен будет изготовить, для того, чтобы там приносить жертвы за грехи и иметь встречу с Богом. И Библия нам не сообщает, чтобы Моисей тогда в первый раз постился. Но когда Моисей спускался обратно к народу, он увидел, что за его отсутствие народ развратился, сделал себе золотого тельца и поклонялся ему и служил ему. Моисей в гневе разбил каменные скрижали с начертанным на них законом и наказал сильно народ Израильский, потому что Бог хотел вообще полностью истребить этот народ, но Моисей сильно умолял Бога, чтобы Тот помиловал... 
И после этого, когда Бог снова позвал Моисея на гору уже с каменными скрижалями, чтобы снова начертать на них закон Божий, то написано что 40дней и ночей Моисей находясь там ничего не ел и не пил. Это было знаком его глубочайшего смирения перед Богом, осознания своей вины и ничтожества и своего народа и свидетельства, что он и его народ, испорченные грехом люди, нуждаются в Его, Божьей милости и прощении.

Далее в Библии мы уже многократно встречаем, когда Божьи люди или народ в целом постились т.е. воздерживались от пищи и пития или только от пищи в течении разного времени (от одного дня и более), с целью показать своё смирение пред Богом, своё ничтожество, свое умаление. Часто при этом постящиеся при сильной скорби могли раздирать свою одежду и посыпать пеплом свои головы, что также должно было свидетельствовать пред Богом об их нужде в Нём, их смирении. 

Вот ещё один пример поста
Есфирь4:15- 5:1
15 И сказала Есфирь в ответ Мардохею: 16 пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну.
      17 И пошел Мардохей и сделал, как приказала ему Есфирь.
      [И молился он Господу, воспоминая все дела Господни, и говорил: Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь все; Ты знаешь, Господи, что не для обиды и не по гордости и не по тщеславию я делал это, что не поклонялся тщеславному Аману, ибо я охотно стал бы лобызать следы ног его для спасения Израиля; но я делал это для того, чтобы не воздать славы человеку выше славы Божией и не поклоняться никому, кроме Тебя, Господа моего, и я не стану делать этого по гордости. И ныне, Господи Боже, Царю, Боже Авраамов, пощади народ Твой; ибо замышляют нам погибель и хотят истребить изначальное наследие Твое; не презри достояния Твоего, которое Ты избавил для Себя из земли Египетской; услышь молитву мою и умилосердись над наследием Твоим и обрати сетование наше в веселие, дабы мы, живя, воспевали имя Твое, Господи, и не погуби уст, прославляющих Тебя, Господи.
      И все Израильтяне взывали всеми силами своими, потому что смерть их была пред глазами их.]
      [И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое в веселии ее, покрыла распущенными волосами своими, и молилась Господу Богу Израилеву, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня. Я слышала, Господи, от отца моего, в родном колене моем, что Ты, Господи, избрал себе Израиля из всех народов и отцов наших из всех предков их в наследие вечное, и сделал для них то, о чем говорил им. И ныне мы согрешили пред Тобою, и предал Ты нас в руки врагов наших за то, что мы славили богов их: праведен Ты, Господи! А ныне они не удовольствовались горьким рабством нашим, но положили руки свои в руки идолов своих, чтобы ниспровергнуть заповедь уст Твоих, и истребить наследие Твое, и заградить уста воспевающих Тебя, и погасить славу храма Твоего и жертвенника Твоего, и отверзть уста народов на прославление тщетных богов, и царю плотскому величаться вовек.
      Не предай, Господи, скипетра Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество. Царь богов и Владыка всякого начальства! даруй устам моим слово благоприятное пред этим львом и исполни сердце его ненавистью к преследующему нас, на погибель ему и единомышленникам его; нас же избавь рукою Твоею и помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя, Господи. Ты имеешь ведение всего и знаешь, что я ненавижу славу беззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника; Ты знаешь необходимость мою, что я гнушаюсь знака гордости моей, который бывает на голове моей во дни появления моего, гнушаюсь его, как одежды, оскверненной кровью, и не ношу его во дни уединения моего. И не вкушала раба Твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не пила вина идоложертвенного, и не веселилась раба Твоя со дня перемены судьбы моей доныне, кроме как о Тебе, Господи Боже Авраамов. Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего.]
     
Глава 5
      1 На третий день Есфирь, [перестав молиться, сняла одежды сетования и] оделась по-царски...

Здесь мы видим наглядно, что пост в то время часто сопровождала смена одежд и обязательно молитва!!!

Сегодня люди часто обычную голодовку для здоровья называют постом. Но на самом деле пост от голодовки тем и отличается, что воздержание от пищи и пития во время поста обязательно сопровождается усиленной молитвой к Богу!
Ещё одно место удивительной силы поста это из книги Ионы 3глава
Книга пророка Ионы

Глава 1
       1 И БЫЛО слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.
      3 И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа. 4 Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. 5 И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.
      6 И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.
      7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. 8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие и откуда идешь ты? где твоя страна и из какого ты народа?
      9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
      10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. 11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.
      12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.
      13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. 14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! 15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. 16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.
     
Глава 2
       1 И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
      2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита 3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. 4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. 5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святой храм Твой. 6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. 7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. 8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. 9 Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, 10 а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!
      11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.
     
Глава 3
      1 И было слово Господне к Ионе вторично: 2 встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. 3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.  4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!
      5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
      6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, 7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, 8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. 9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".
      10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.

 Здесь мы видим что несмотря на то, что ниневетяне были язычниками, идолопоклонниками и Бог через пророка Своего Иону предвозвестил им страшный суд, они раскаялись в своих злодеяниях и в посте и молитве вопияли к Богу о милости и прощении и чудо - Бог услышал! Этот пост и молитва были выражением глубокого смирения их сердец и поэтому было угодно Богу и их молитва достигла неба и была отвечена. 

И сегодня верующие люди, часто пользуются этими действенными средствами - постом и молитвой. Пост, который служит наглядным выражением нашего смирения перед Богом, умиранием нашего я, смирением нашей греховной плоти, он усиливает молитву к Богу и такая молитва почти всегда имеет ответ от Бога. 
Об этом мы читаем в евангелиях, когда Иисус дал власть ученикам Своим изгонять бесов из одержимых ими людей, то им попадались одержимые из которых они не могли изгнать бесов. На что Иисус им сказал, что сей род бесов изгоняется постом и молитвой. Да и Сам Иисус, прежде чем приступить к служению был 40дней в пустыне искушаемый от дьявола и в это время Он был в посте. Если Иисус, будучи в человеческой плоти нуждался в посте, то тем более в нём нуждаемся мы. Ученики Иисуса не постились в отличии учеников Иоанна Крестителя, потому что они были с Иисусом и ни в чём не имели нужды, а в чём имели, то этого ещё не видели и не сознавали, потому что Иисус всегда был с ними рядом. Но Иисус сказал ученикам Иоанновым, что когда отнимется у них жених, т.е. не будет рядом Его во плоти - будут поститься. Т.е. они увидят нужду в разных вопросах и обстоятельствах. Где-то это нужда будет очень сильная и у них появиться сильная нужда в Божьем ответе, в Божьей силе, в Божьем откровении, в Божьем водительстве и т.д. И для того, чтобы разрешить эту нужду, свой насущный вопрос или получить от Бога явный ответ на какую-то молитву они будут поститься. Т.е. воздерживаться от еды и питья, чтобы пребыть в молитве и размышлении над словом Божьим. 

Сегодня во многих церквях есть церковные дни поста. Где-то это пятница, где-то среда, где-то ещё какой день. 
При этом пост не является каким-то законом или обязанностью, а скорей необходимостью для нашей души. Потому что между плотью и духом нашим идёт постоянно борьба. И закончиться она только со смертью нашего тела. Поэтому душа постоянно испытывает необходимость в близости общения с Господом, но наша греховная плоть становится у неё на пути. И пост - это смирение нашего тела и души, для того, чтобы приблизиться к Богу!

Мне очень запомнилось одна из бесед пастора А.Шевченко с одним из верующих, который был в посте 40дней без пищи. Пастор его спросил: "Какую особенность в духовных переживаниях или размышлениях ты для себя сделал или понял за этот пост?" На что постившийся брат ответил: " Я понял, какой же бунтарь живёт в нашей человеческой плоти..."

Да, друзья, бывает нам кто-то на "больной мозоль" наступит и как изменяется выражение нашего лица. Нам порой и одного дня поста бывает достаточно, чтобы увидеть сколько там во мне всего своего живёт. 

В ветхом Завете Библия нам рассказывает о верующих людях, которые тоже постились и молились, но Бог их не слышал. Почему так было? Давайте прочитаем этот текст, чтобы сегодня наш пост и наша молитва были бы приняты Богом и услышаны и отвечены Им.
Исаия 58:2-10
2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3 "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"
      — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. 4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. 5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
      6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;  7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
      8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. 9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"
      Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень

Здесь наш Бог очень авторитетно заявляет, что не всякий пост и молитва могут достигнуть Его слуха и быть Ему угодными. А именно, если пост и молитва превращаются просто в обыденную форму. Т.е. я пощусь, потому что положено поститься. Я пощусь, а в жизни моей с кем-то не в мире, с кем-то враждую, кого-то угнетаю, с кем-то поступаю несправедливо, обижаю, или попросту грешу. Тогда мой пост и молитва не будут иметь успеха до тех пор, пока я не осознаю свою неправоту, не раскаюсь, не изменю своего отношения к окружающим меня людям - близким и дальним.

Хорошо, если в день поста мы можем больше посвятить времени не обыденным вещам, а служению Богу, служению ближним, больше побыть времени в молитве, в чтении и рассуждении над Словом Божьим, проверке своей жизни. Хорошо если в этот день мы будем воздерживаться от каких-то увеселительных мероприятий, развлечений, от супружеских отношений, как говорит ап. Павел в 1посл. к Коринфянам 7:5.

Очень важно понять, что без всего вышеперечисленного наш пост просто превращается в голодовку.
Также не будем забывать, что пост - это не обязанность, не закон, а необходимость для наших душ. Есть люди, которые по состоянию здоровья не могут быть в посте. Например, диабетики... для них даже не длительное воздержание от пищи может стать причиной комы и т.д.
Бог знает каждого из нас, наше физическое состояние, наши возможности и прочее, но если мы можем, если мы желаем получать от Бога явные ответы на наши молитвы, то мы будем поститься. И в посте мы будем открывать о самих себе много нового и ощущать особую близость Бога к нам.

Мы живём в мире, в котором всё создаётся для плоти, для её удовлетворения, комфорта, чтобы развивать в ней всё отрицательное и богопротивное. Поэтому думаю всякий, желающий приближаться к Господу будет ощущать эту потребность в посте, чтобы духовные откровения Слова Божьего не померкли, чтобы Бог не отвернулся от нас, но разговаривал с нами и отвечал нам на наши молитвы.
Да благословит каждого из вас Бог.

Комментариев нет: